Батик — с чего начать от А до Я! Подробное описание азов росписи по ткани и нанесения на одежду сделанного своими руками рисунка

Художественная роспись ткани – это особое искусство, которое зародилось в мире с появлением ткачества. В данной статье мы поговорим про особый способ нанесение узоров на ткань – батик.

Данный вид ручной росписи стал популярным в первую очередь в Индии и Индонезии. Лишь в 20 веке знания об этой росписи пришли в Европу, после чего стремительно набрали популярность по всему мире.

Что такое батик

Батик – это метод ручной росписи по ткани, в процессе которого используются резервирующие составы. В качестве «холста» для росписи используется шёлковые, хлопковые, шерстяные изделия, реже – изделия из синтетики.

Для каждого вида ткани применяется особая краска, после пропитки материала на изделия наносится закрепитель, состоящий из парафина, бензина или воды, в зависимости от реализуемой техники.

Материалы для работы в технике батик

Для работы с батиком необходим базовый набор материалов:

  1. Ткань, материал или изделие для окрашивания.
  2. Резервирующий состав.
  3. Колеры и краски.
  4. Подрамник и кнопки.
  5. Карандаши или маркеры, цвет которых исчезает через некоторое время.
  6. Опрыскиватель.
  7. Кисти, валики, трафареты и штампы, в соответствии с задуманным эскизом.
  8. Ёмкости для смешивания красок.
  9. Ёмкость для нагрева воска.
  10. Белая бумага для удаления лишней краски с изделия.
  11. Отпариватель для закрепления красителей, закрепляемых паром.
  12. Утюг для закрепления акриловых красок и избавления от следов воска.
  13. Фен – для ускорения высыхания ткани.

Это базовый набор материалов для работы, все дополнительные материалы ограничены лишь фантазией.

Разновидности техники батик

Техники батика разнообразны и ограничиваются лишь фантазией. Предлагаем изучить особенности работы с самыми популярными техниками росписи.

Холодный батик

Это самая распространённая техника, отличительной особенностью которой является применение резерва методом обведения всех элементов выстраиваемой композиции. Таким образом краска не растекается на материале. Холодный батик не требует нагревания.

Техника позволяет наносить краску на участки ткани произвольно, а резерв делит роспись на фрагменты, что даёт возможность использования неограниченного количество цветов и их сочетаний.

Предлагаем изучить особенности техники и этапы работы:

  • Разработка эскиза важна для новичков в росписи по ткани. Опытные рукодельники справляются с росписью без эскизов. Для техники холодного батика часто применяют цветочные эскизы и орнаментальные узоры. Готовьте эскиз в величину изделия, это поможет вовремя обнаружить возможные несоответствия и исправить их на раннем этапе работы.
  • Требования к рисунку. Выбирая эскиз для техники холодного батика – следует предусмотреть, чтобы на выбранном рисунке каждый элемент был с замкнутыми контурами. Лишь при наличии замкнутых контуров оттенки краски не смешаются между собой. Если задумка допускает смешение цветов, то данную рекомендацию можно не учитывать. Когда эскиз готов – его можно обвести маркером или иным заметным на ткани контуром.
  • Натягиваем материал на подрамник. Для большей эластичности ткани рекомендуется намочить ткань перед монтажом в подрамник. Следует приобрести специальную раму для росписи батиком.
  • Подготавливаем колеры. Важно знать, что краски для батика не предполагают белую краску, потому, для создания светлых оттенков – краски необходимо разбавить водой. Перед нанесением краски важно проверить оттенок на кусочке ткани той же плотности, что и изделие для росписи. По мере высыхания краски цвет может меняться.
  • Инструменты для холодной росписи. Особенность холодного батика – это резерв. Резерв необходимо разлить в формы для работы. К применению рекомендуются ёмкости с «носиком», стеклянные ёмкости с возможностью работы с небольшими деталями.
  • Отрисовка эскиза на ткани. Крепим готовый эскиз на изнаночной стороне ткани на подрамнике. Убедившись, что все линии эскиза видны на материалы, переводим линии карандашом на ткань. Если предполагается светлый рисунок, то для перевода эскиза используем исчезающий маркер.
  • Наносим резервирующую пропитку на все линии эскиза. Проверить, насколько качественно нанесен состав, можно простым способом: смачиваем изделие в области нанесения резерва, если вода на растекается, значит технология не нарушена. Если жидкость растекается за линии резерва, то необходимо высушить изделие и нанести состав повторно.
  • Начинаем работу по окрашиваю материала. Желательно начать со светлых участков эскиза, недочёты работы светлыми красками можно будет скрыть более тёмными оттенками. Перед началом работы смочите материал, это особенно важно в процессе создания градиента из двух и более оттенков. Важно! Если роспись предполагает чёткие линии и границы, то поверхность материала должна быть едва влажной.
  • Фиксируем краситель. Закрепление результата обеспечивает водостойкость изделия, работаем на высохшем изделии. Для фиксации можно использовать несколько методов: при использовании акриловых красок – проглаживаем высохшее изделие утюгом с изнаночной стороны. Ряд рукодельников применяет закрепление в духовке и микроволновой печи. Возможно использование жидких фиксаторов.

Холодный батик популярен среди новичков и профессионалов. Техника не ограничивает в количестве оттенков благодаря тому, что резервирующий состав разделяет рисунок на отдельные области. Используйте данный тип росписи для интерьерных решений и одежды.

Горячий батик

Техника подразумевает применение резерва или воска на ткань не только в линейной технике, но и пятнами, в этом и заключается основное отличие горячего батика от холодного.

Линии могут не замыкаться, ведь состав батика позволяет краске на растекаться по ткани в хаотичном порядке. Участки ткани, которые не должны подвергаться окрашиванию – будут защищены особым составом.

Роспись методом горячего батика может быть как однослойной, так и многослойной. Принцип работы с количеством слоев отличается лишь на стадии завершения росписи, об этом мы поговорим ниже.

Как работать с горячим батиком:

  • Первым делом, как и в работе с другими техниками, мы разрабатываем эскиз. Горячий батик имеет вариативность в построении рисунка: можно рисовать контурами, пятнами либо смешивать техники. Важно! Для простых геометрических принтов и несложных рисунков эскиз необязателен.
  • Подбор цветовой палитры при однослойной технике. Следует предусмотреть цвета, смешение которых будет выглядеть эстетично, потому как краска, не обработанная воском, будет свободно растекаться по поверхности.
  • Подбор цветовой палитры при многослойной технике. Учитывайте, что второй слой будет наноситься на уже окрашенный фрагмент. Проведите предварительное окрашивание лишнего образца ткани, чтобы понять, какой оттенок получится при смешении нескольких цветов.
  • Готовим ткань к окрашиванию. Производим стирку изделия, высушиваем его и монтируем в раму. Следует слегка намочить ткань для более удобной работы при росписи.
  • Переносим эскиз на материал. Техника переноса эскиза идентична холодному батику, о котором мы говорили ранее.
  • Резерв изделия с помощью воска. Состав поможет сохранить участки материала, которые не подлежат окрашиванию. Разогреваем воск на водяной бане. Достаточно горячий воск будет пропитывать материал насквозь, а если при нанесении состав не впитывается, оставляя мутные пятна на материале – следует прогреть воск ещё сильнее. Состав наносим на сухое изделие любым удобным инструментом: кистями, валиками или штампами. Выбор инструмента зависит от задуманного рисунка.
  • К этапу нанесения краски на изделия приступаем после того, как работа с воском завершена. При работе с однослойной техникой красочной и плотность нанесения краски может быть любой. Многослойный же вариант окрашивания предполагает перекрытие слоёв, а значит – начинаем роспись с самых светлых оттенков в композиции. Когда первый слой нанесён – следует закрепить его воском и высушить перед нанесением второго слоя. Такую процедуру повторяем на каждом слое в процессе работы.
  • Избавляемся от воска. Высушиваем изделие и снимаем его с подрамника. Сминаем материал, чтобы избавиться от лишнего воска. Проглаживаем изделие предварительно закрыв его бумагой, тем самым полностью избавляемся от фрагментов воска на изделии. Бумага начнёт впитывать воск, при необходимости – меняйте бумагу на свежую. Завершать глажку изделия можно тогда, когда на бумаге не будет оставаться следов воска.
  • Фиксируем краску. Как правило, применяется два вида краски: акриловые краски и красители, закрепляемые паром. В первом случае, процесс глажки утюгом закрепит акрил, а для закрепления второго типа красителя необходимо отпарить изделие специальным прибором.

Горячий батик оптимален для работы с простыми рисунками и сложными художественными задачами.

Свободная роспись

Свободная роспись батиком даёт возможность произвольного выражения фантазии. Неповторимый рисунок, многогранность техник и материалов – такая техника позволяет писать пейзажные композиции, портреты и акварельные рисунки.

  • Особенность техники заключается в отсутствии контуров, воск в свободной технике не применяется.
  • Краска растекается по полотну и контролируется лишь автором изделия.
  • Принцип подготовки остаётся прежним: ткань выстирывается, высушивается и натягивается на раму. После чего начинается волшебство…

Пошаговая инструкция (грунтуем материал)

Добавляем 2 столовые ложки соли на 200 миллилитров горячей воды, если нужно большее количество грунта – соблюдаем пропорции. Перемешиваем содержимое до полного растворения соли.

Наносим солевой грунт на ткань в подрамнике и максимально пропитываем материал со всех сторон. Также в качестве грунта можно использовать крахмал и желатин.

Важно! Работаем с анилиновыми красками, для смешения и разбавления оттенков также используем раствор соляного грунта.

Три этапа работы в свободной росписи:

  1. Наносим краски на влажный материал. Краски отлично смешиваются, контуры получаются очень плавными и размытыми. Работаем с применением широких, почти сухих, кистей.
  2. Последующие слои следует наносить уже на подсохший материал. На втором этапе важно приступить к работе над контурами, дополнительными элементами рисунка и фактурой изделия.
  3. На последнем этапе грунт высыхает, что делает ткань более плотной и фактурной. Это облегчает работу над передним планом композиции. Прорисовываем оставшиеся детали и доводим композицию до идеала.

Свободная роспись – достаточно сложная техника, особенно для новичков. Но сложность полностью перекрывается свободой действий. Почувствуйте себя свободным художником-импровизатором… ибо глаза боятся, а руки делают!

Узелковый батик

Это самый простой вид росписи. Техника заключается в создании узлов и сборок на ткани с последующей пропиткой красками.

Всё, что нужно работы – это ткань для росписи, анилиновые краски, камни и нити. Этапы работы.

Важно! Если вы планируете предварительное заполнение материала фоном, то необходимо нанести на натянутую в раму ткань один или несколько оттенков краски в произвольном порядке.

После высушивания изделия можно приступить к узелковой технике:

  • Неокрашенный материал покрываем произвольными или продуманными заранее узелками с помощью камней и ниток.
  • Окрашиваем ткань методом погружения или поливания изделия краской. Места, перевязанные узелками, не окрашиваются полностью, что создает непредсказуемые узоры на ткани.
  • Либо окрашиваем материал кистью. Для этого важно погрузить изделие в глубокую ёмкость. Возможно использование нескольких цветов. При использовании более 1 цвета важно учитывать, что при смешении красок получится новый оттенок.
  • Прокрашенную ткань промываем сперва в холодной, а затем в тёплой воде.
  • Стираем, высушиваем и гладим изделие утюгом для закрепления красителя.

При наличии желания дополнить уже готовую композицию — можно повторить процесс вновь и создать дополнительные оттенки и узоры на изделии. Результат узелковой росписи всегда будет непредсказуем, но так ведь даже интереснее, правда?

Техники батика можно смешивать, готовые изделия можно декорировать и дополнять. Батик – это порыв фантазии без ограничений. Создавайте уникальные изделия с удовольствием!

Фото техники батик

Adblock
detector